От хобби к бизнесу: как город поддерживает самозанятых

Москва поддерживает самозанятых горожан: организует тренинги и курсы, консультирует при оформлении специального налогового статуса, помогает продвигать товары и находить новые рынки сбыта. Число самозанятых в столице составляет уже более одного миллиона человек.

Бизнес — это не обязательно промышленные предприятия, крупные торговые сети и штат сотрудников. Предпринимателями также могут стать люди, которые хотят превратить хобби в источник дохода и работать сами на себя. Среди них много фотографов, кондитеров, художников, дизайнеров одежды, мастеров индустрии красоты, флористов, репетиторов и других специалистов. С 2019 года они получили возможность оформить статус самозанятого, то есть зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход.

Москва поддерживает тех, кто решает заработать на своем увлечении. Город помогает будущим самозанятым на всех этапах открытия собственного дела — от обучения основам предпринимательства до продвижения и сбыта продукции. Большинство мероприятий, сервисов и услуг бесплатны.

«Число самозанятых в столице превысило один миллион человек. Это около 15 процентов от всех работающих в городе. За первые пять месяцев этого года самозанятые перечислили в городской бюджет более 4,5 миллиарда рублей. Суммарный доход таких предпринимателей за тот же период составил почти 100 миллиардов рублей», — рассказал министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов.

От обучения к регистрации собственного дела

Перед тем как войти в мир предпринимательства, стоит ознакомиться с основами ведения бизнеса. В Москве регулярно проходят различные форумы, тренинги и курсы для самозанятых. Участники учатся трансформировать сырую идею в стартап, продвигать свои товары или услуги, искать первых клиентов. Так, учреждение «Малый бизнес Москвы» (МБМ) провело в этом году форум «Самозанятые-2022» и онлайн-курс «Самозанятость: от регистрации до первых клиентов». Слушатели разбирались в особенностях налоговых режимов, получали мотивацию для открытия своего дела, заводили полезные деловые связи.

Помимо этого, МБМ совместно с центром занятости населения «Моя работа» организовал обучающий проект «Я — самозанятый 2.0». Это цикл бесплатных вебинаров, на которых можно научиться нюансам ведения своего дела в наиболее востребованных сферах. Уже прошло восемь занятий, они были предназначены, например, для бухгалтеров, фотографов, дизайнеров и копирайтеров. До конца этого года планируется провести вебинары, посвященные таким профессиям, как маркетолог и контент-менеджер. Также для новичков, желающих превратить хобби в доходное дело, будет полезен пятидневный отраслевой онлайн-курс «Стартап-школа МБМ».

Множество возможностей перед будущими предпринимателями также открывает инновационно-образовательный комплекс «Техноград» на ВДНХ. Здесь они могут повысить свою квалификацию, расширить компетенции и освоить востребованную на рынке труда профессию. А еще «Техноград» предлагает всем желающим оценить свой предпринимательский потенциал, управленческие и организационные навыки. Сделать это можно в ходе тестирования в мастерской диагностики предпринимательских способностей центра развития карьеры комплекса.

Когда в копилке появятся необходимые знания и навыки, можно приступать к реализации своей идеи. Прежде всего нужно зарегистрировать самозанятость. На этом этапе у многих людей возникают дополнительные вопросы. Задать их можно консультантам учреждения «Малый бизнес Москвы».

С начала текущего года в МБМ обратились более 2,7 тысячи самозанятых. Их ждут и во флагманском центре «Моя работа» на улице Шаболовке. Здесь расскажут, как пользоваться онлайн-инструментами для продвижения услуг и поиска заказов, как получить статус самозанятого, а также проконсультируют по юридическим вопросам и проведут профориентационное тестирование. Как уточнил директор центра «Моя работа» Андрей Тарасов, с начала года более 11 тысяч человек посетили бесплатные тренинги и мастер-классы по самозанятости — спрос на такие мероприятия вырос на 60 процентов. А еще в центре проводят встречи предпринимателей с потенциальными клиентами.

От аренды студии или мастерской к выпуску продукции на рынок

Руководитель столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин отметил, что самозанятые могут претендовать на льготную аренду площадки для работы, как и представители малого и среднего бизнеса.

«Они могут снять помещения города по начальной годовой арендной ставке от пяти тысяч рублей за квадратный метр (и от одной тысячи рублей за квадратный метр для объектов на подвальных этажах). В таких помещениях можно устроить в том числе свою мастерскую по пошиву одежды, фотостудию. А чтобы не тратить время на поиски подходящей недвижимости, лучше доверить выбор специалистам МБМ», — уточнил он.

Иногда для работы не нужно много пространства. Специалистам, которые выполняют все свои задачи на ноутбуке, подойдет просто тихий уголок, в котором легко настроиться на рабочий лад. Их приглашают в коворкинги. В офисных пространствах есть все необходимое: удобные рабочие места, сеть Wi-Fi, компьютеры, принтеры, розетки, переговорные комнаты, кофейни.

Результаты опроса среди самозанятых, проведенного в МБМ, показали, что проблемы с продвижением товаров или услуг испытывают около половины респондентов, примерно столько же затрудняются с поиском клиентов. И в этом случае пригодится «Малый бизнес Москвы». Учреждение помогает находить новые точки сбыта. Например, предпринимателям подскажут, как разместить свою продукцию на московских ярмарках, как участвовать в госзакупках и работать с порталом поставщиков.

Share