ВДНХ приглашает в павильон № 1 «Центральный», где откроется новая экспозиция Третьяковской галереи. ВДНХ предлагает познакомиться с частью собрания крупнейшего национального музея страны.
С 21 ноября 2024 года в «Центральном» открывается новая экспозиция Третьяковской галереи, посвященная отечественному искусству XХ–XXI веков. Это долгожданное и во многом символическое событие.
У ВДНХ у и Третьяковской галереи много общего. Они созданы, чтобы демонстрировать величайшие достижения человеческого духа, ума и таланта, переживали разные времена, но сумели сохранить самобытность и высокий статус.
Выставка Третьяковской галереи на ВДНХ — это проект, подготовленный специально для павильона № 1 и ставший первой художественной выставкой в пространстве, которое открывается для посетителей после масштабной реставрации. Новая экспозиция, которая будет представлена здесь в течение года, связывает открытие, эту важную веху в истории ВДНХ, и новый этап в истории Третьяковской галереи.
С одной стороны, выставка представляет выдающуюся коллекцию искусства XX–XXI веков главного музея отечественного искусства. При этом пространство павильона позволяет увидеть эти произведения в контексте их времени, в парадной архитектуре 1950-х годов. С другой стороны, экспозиция с первого зала напоминает о коллекции самого Павла Михайловича Третьякова, которую музей хранит и пополняет на протяжении всей истории.
Экспозиция связана с историей павильона и временем его строительства, отсылает к мотивам, характерным для оформления многих павильонов ВДНХ, и именам художников, работавших здесь в 1950-е годы. Произведения демонстрируются в специальных отдельно стоящих в центре залов витринах, что дает возможность оценить величественное декоративное убранство здания, с которым экспонаты выставки вступают в диалог.
Первый зал — это панорама хрестоматийных произведений русского искусства в интерпретации современных художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Над «Богатырями» Виктора Васнецова развевается красный стяг «Большевика» Бориса Кустодиева. Героиня «Всадницы» Карла Брюллова скачет в компании с красным конем с полотна Кузьмы Петрова-Водкина, а рядом с «Философами» Михаила Нестерова стоит «Девушка с красным древком» Казимира Малевича. Сюжеты картин переливаются друг в друга, вступают в парадоксальную беседу. Зрителей ждет увлекательная игра в узнавание шедевров Третьяковской галереи.
На выставке представлены работы советских классиков: мозаика «Хорошее утро» Александра Дейнеки — гимн здоровью и совершенному человеческому телу и «Сбор овощей. Обновленная земля» Василия Яковлева — ода труду и плодородию. Пейзажи и картины мирного труда и отдыха можно увидеть на полотнах Аркадия Пластова и Александра Герасимова, Георгия Нисского и Сергея Лучишкина.
Видеоинсталляция «Гимны Московии» нашего современника Дмитрия Венкова отправляет в путешествие по архитектуре Москвы — перевернутая камера медленно плывет по пустым улицам, площадям и проспектам, создавая образ города-призрака, утопающего в небесной лазури. Панорама города, опрокинутого в небо, показывает его архитектурные доминанты.
Композиционным и смысловым центром одного из залов является горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», созданный специально для главного павильона группой скульпторов во главе с Евгением Вучетичем. Здесь же показаны монументальное панно Исидора Фрих-Хара «Жить стало лучше, жить стало веселее!», а также работы Евгения Вучетича и Екатерины Белашовой 1940–1960-х годов.
Завершается выставка в купольном зале. В центре стоит знаменитая композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», по периметру — другие работы этого прославленного мастера, а также произведения Ивана Шадра, Сарры Лебедевой и других скульпторов 1930–1950-х годов. Скульптуры деликатно расставлены так, чтобы зритель мог рассмотреть великолепную отделку главного зала, почувствовать пафос его архитектурного стиля.
Выставка знакомит с короткой версией отечественного искусства, открывает новые ракурсы восприятия и интерпретации произведений. #ТретьяковкаНаВДНХ — новая по форме выставка, где произведения 1930‒1950-х годов, а также современные работы оказываются в интерьерах «большого стиля» архитектуры 1950-х годов. Партнерство ВДНХ и Третьяковской галереи обогащает новыми смыслами произведения художников, а архитектурный пафос здания приобретает конкретные очертания, когда в нем появляются конкретные сюжеты и образы.
+Мероприятие 6+